Усадьба Поречье Поповых
Усадьба создана чаепромышленником К.С. Поповым в 1870-х гг. и до 1917 г. принадлежала его сыну инженеру Н.К. Попову.
Сохранились переделанный после пожара в 1940-х гг. двухэтажный главный дом с боковыми крыльями, частично надстроенными вторыми деревянными этажами; деревянные ледник и хозяйственное здание; фрагменты пейзажного липового парка на берегу р. Москвы. Деревянные двухэтажный дом управляющего и охотничий домик снесены около 2000 г. и на их местах возведены новые сооружения.
О Поречье чаепромышленников Поповых писал разве что искусствовед А.Н. Греч в «Венке усадьбам». «Поречье как-то видно отовсюду — длинный двухэтажный дом, украшенный посредине колонным портиком под треугольным фронтоном, как всегда. Он кажется нарядным издали: верно потому, что белой лентой красиво оттеняет он крутой берег реки, где лес давно превратился уже в одичавший парк. Вблизи же скучными и монотонными кажутся длинные крылья дома, неудачными представляются пропорции колонн. Точно строил здесь малоумелый провинциальный зодчий начала XIX века.
Отделки и росписи сохранились только внутри на лестнице; здесь колонны и пилястры несут арки, поддерживающие потолок; ступеньки двумя маршами торжественно ведут на площадку, где, слившись в один, — приводят они к дверям залы. Куда-то исчезла вся мебель — в одной лишь комнате лежат груды обломков, в которых можно узнать остовы кресел и столов красного дерева и карельской берёзы, дверцы шкафов, ящики комодов, спинки диванов. Мебельный хлам этот брошен. Он никому не нужен.
Слова Греча не оказались пророческими, обезличенный, лишённый своего привычного окружения особняк выстоял, и служит теперь домом отдыха Академии наук.
Усадьба, устроенная братьями К.Г. и С.Г. Поповыми в 1870-х гг. и бывшая образцовой экономией, сохранилась без большей части своего разветвлённого хозяйственного комплекса. К последним утратам (уже в наше время) следует отнести домик управляющего и охотничий флигель.
Главный дом, сооружённый на возвышенном берегу Москвы-реки, обратил каре своих широко распростёртых крыльев к крутому береговому склону. На центральном ризалите — шестиколонный дорический портик, от которого просторная лестница спускается в кажущийся замкнутым двор с фонтаном. Большие гладкие плоскости фасадов изрезаны ровными прямоугольниками окон — результат советской бездушной реконструкции. На торцах крыльев — деревянные ветшающие пристройки, должно быть современные основному объёму.
Фасад дома со стороны главного въезда кажется бедным и нагим — никаких украшений, даже наборные карнизы по большей части здесь заменены грубым профилем. Пустые стены, окрашенные в бледно-розовый цвет, стыдливо прикрывает развесистая ива почтенного возраста.
От дома тянется главная аллея, не прямая и лучистая, как принято, а слегка извилистая, плавно-текущая. В стороны от неё и от дома разбегаются малые дорожки и тропки, уходящие в глубь заглохшего парка, или же ниспадающие к реке по крутому неровному склону.
В Поречье Поповых кажется, что лучшие его времена остались в далёком прошлом, и только обширный парк, с неповторимым Звенигородским ландшафтом по-прежнему прекрасен в своём запустении.