Skip to main content

Марафон на 108 километров

61-летний звенигородец Василий Бочкарёв совершил самый протяжённый одиночный марафон по скандинавской ходьбе с палками - 108 километров по шоссе

В Звенигороде живёт удивительный человек – Бочкарев Василий – рекордсмен по морскому марафонскому плаванию, многие рекорды которого вошли в Книгу рекордов России. Очередной рекорд был достигнут 23 октября 2018 года в день 61-летия Василия – самый протяжённый одиночный марафон по скандинавской ходьбе с палками - 108 километров по шоссе. Далее рассказ Василия о прохождении марафона.

23 октября 2018 года в 6:13 утра я стартовал от своего дома №8 от подъезда №3 в марафоне по скандинавской ходьбе и вышел на шоссе, ведущее через Звенигород на село Каринское. Группа поддержки собралась меня проводить в этот стокилометровый марафон не смотря на ранний час, темноту, холод и моросящий дождь.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Это часть моей команды наблюдателей и поддержки. В центре Председатель комиссии по марафону – Храпкин Бронислав. Он уже возглавлял комиссию, когда я установил в Звенигороде силовой рекорд в мае 2017 года.

Во время подготовки перед стартом неожиданно возникли проблемы в запуске навигатора Garmin Foretrex 601, который как часы был закреплён у меня на левой руке. Погода была пасмурной и в момент старта я находился около высотного 17-этажного дома, поэтому помехи из-за погоды и нависающих стен позволили включить навигатор только через 15 минут настроек.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Наконец-то, через 15 минут настроек и ловли сигналов спутников, удалось запустить навигатор.

Навигатор в дальнейшем в пути два раза самопроизвольно включал световое табло и страницы настроек. Я это отношу на очень дождливый день и на помехи от пролетавших мимо меня большегрузных автомобилей. Тем не менее, до конца марафона батареи в навигаторе не разрядились и на его показания я ориентировался во время всего пути.

Когда я начал идти по шоссе от моего микрорайона Супонево к центру Звенигорода, я обратил внимание на очень интенсивное движение большегрузных автомобилей, которые обычно перевозят песок и гравий из карьеров. Они носились как очумелые целыми стаями и мне приходилось идти по самому краю обочины дороги, чтобы меня не сдувало потоками воздуха как от взлетающих и ревущих боингов 777.

Пройдя Звенигород, у поворота на Саввино – Сторожевский монастырь, я увидел двух спортсменок, бегущих мне навстречу по обочине. Они были в яркой спортивной форме, но совершенно мокрые и полностью заляпанные грязью с ног до головы. Их обдавали водой и грязью пролетающие мимо фуры. Я представил в каких условиях мне придётся идти по дорогам сотню километров и прибавил ходу.

Очень быстро, через несколько километров я вошёл в нужный ритм ходьбы и дыхания. Я был в очень хороших кроссовках фирмы Columbia, предназначенных именно для таких длительных походов по пересечённой местности, на мне были спортивные штаны со светоотражающими вставками, которые буквально сверкали в свете фар и их было видно за несколько сот метров. На брюки я нашил снизу штрипки из широкой поясной резинки, чтобы они обхватывали кроссовки снизу под подошвой и чтобы штаны закрывали верх кроссовок от мелких камушков и песка, которые постоянно залетали туда на тренировочных проходах.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Штрипки плотно прижимали края штанов к кроссовкам, но всё равно невероятным образом внутрь попадали мелкие камушки и песок. Вода легко проникала в кроссовки через шнуровку и весь марафон ноги были мокрые. Два раза я менял носки на сухие – всё было бесполезно.

Под спортивными брюками было надето термобельё, отлично подходящее под такие долгие прогулки на свежем воздухе, и, конечно же, трусы Atlantic, которые не натирают определённые части тела при длительном движении и которые я использую в моих марафонских заплывах. Верхняя часть тела была одета в термобельё, футболку, которую мне подарили в Бангкоке тайские товарищи из редакции Книги рекордов Таиланда. Далее на мне была лёгкая, но тёплая спортивная флисовая куртка от фирмы Oriflame и сверху неё яркая салатового цвета флуоресцирующая ветровка с капюшоном. На голове у меня была вязаная шапочка от дайвклуба «Акванавт» красного цвета как из одиссеи Кусто с его портретом на вставке (я фанат этого великого человека моря и эта шапочка превратила мой пеший марафон в настоящее водное путешествие, но это чуть позже, когда начался проливной дождь).

На руках у меня были спортивные флисовые перчатки фирмы Outventure, на спине я нёс небольшой альпинистский рюкзачок фирмы Simond. Содержимое рюкзака: запасная лёгкая флисовая спортивная шапочка чёрного цвета фирмы Columbia, термос объёмом 300 мл с горячим чаем, специальная дистиллированная вода в пластиковой бутылке объёмом 1 литр, шейкер с протеиновым коктейлем Natural Balance Wellness by Oriflame – 5 порций; протеиновые батончики Natural Balance Wellness by Oriflame – 5 штук; Wellness Pack man by Oriflame – 10 пакетиков; Swedish Beauty Complex Plus Wellness by Oriflame – 20 капсул в фирменной баночке; конфеты «Васильки» – 4 штуки; конфеты «Осенний вальс» с орешком внутри – 3 штуки; салфетки детские гигиенические – 1 пачка, нож походный в пластиковых ножнах – 1 штука; хлеб белый с отрубями – половина батона; паштет мясной классический Егорьевской колбасо-гастрономической фабрики им. К.Ю. Афанасьева – 1 тюбик масса нетто 150 грамм; фонари налобные – 2 штуки; запасные батарейки к фонарям и к навигатору – 10 штук; аптечка с пластырем, мазью «Гиоксизон», мазью «Deep Blue Rub» на основе змеиного яда для разогрева мышц, разные лекарства: обезболивающее, антигистаминное, противовоспалительное; очки в чехле – 1 штука; деньги – 3557 рублей на всякий случай, и этот случай подвернулся, когда я покупал кофе и булочку на АЗС «Трасса», и там же менял пластыри на ногах и мокрые носки на сухие в туалете; паспорт, пенсионное удостоверение, страховой полис, водительское удостоверение, СНИСЛ – всё в одном герметичном пакете; авторучка, зажигалка; фонарик-маячок прикреплён на задней лямке рюкзака для мигания в темноте; плоды фейхоа – 15 штук в пакете; ключи от дома – одна связка; карта-схема моего маршрута и копия приоритетной справки в герметичном пакете на случай, если остановит полиция; носовой платок, пропитанный парфюмом Flamboyant by Oriflame – 1 штука; запасные полушерстяные носки – 1 пара; визитки с моим именем и телефоном – 30 штук, запасные упоры для палок.

Я размеренно шёл по обочинам шоссе и на первых пятнадцати километрах мне много раз приходилось останавливаться и вытряхивать из кроссовок мелкие камушки, которые всё равно попадали при ходьбе внутрь под подошву ноги, хотя штаны плотно прилегали к кроссовкам с помощью штрипки.

Примерно через 25 километров пути мне пришлось разуться и обмотать пальцы на ногах пластырем, чтобы не стереть в кровь ноги при длительном марафоне. Такую процедуру я делал ещё несколько раз на протяжении всего пути. Пластыри намокали от хлюпающей в кроссовках воды и слезали с пальцев ног и поэтому приходилось менять пластыри, чтобы не довести дело до кровавых мозолей.

Примерно на этом же этапе мне пришлось интенсивно массировать и растирать икры ног и бедренные мышцы с мазью Deep Blue Rub, потому что я почувствовал, что мышцы «забиваются» и нарастает боль в них при ходьбе. Такую же процедуру я провёл на 70-ом километре, но самое удивительное, что за 12 километров до финиша, когда я свернул с Новой Риги на бетонку к Звенигороду, боль в мышцах полностью исчезла и на финишном участке я шёл очень легко, буквально летел по лужам и по грязи и порой перепрыгивал бетонные блоки ограждения на дороге, спасаясь от несущихся грузовиков и от потоков воды, которые летели из-под их колёс. Такое «второе дыхание» для мышц я отношу не только к высокой тренированности, но в основном на счёт отличного обмена веществ в организме и ускоренной переработке молочной кислоты в мышцах благодаря питанию Wellness и особенно капсулам с бьюти комплексом, насыщенном астаксантином – великолепным антиоксидантом. Этот комплекс всегда помогал мне в марафонских заплывах в тропических морях и в этот раз способствовал отличному метаболизму и самочувствию.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Первый палец во избежание кровавых мозолей я замотал пластырем пройдя около 25 километров. К концу марафона почти все пальцы были в пластыре, и это спасло ноги от серьёзных травм.

До села Каринское я дошёл без особых проблем, но мне часто приходилось идти то по левой, то по правой стороне дороги, сообразуясь с дорожной обстановкой. Периодически начинался дождь и фуры, которые двигались мне навстречу, когда я шёл по обочине встречной полосы, пролетали мимо меня, едва не сбивая с ног мощным потоком набегающего воздуха, при этом обдавая брызгами воды вперемешку с дорожной грязью. Эта жижа била мне в лицо, залетала под воротник, срывала с головы капюшон ветровки, распахивала куртку и мгновенно пропитала водой всю мою одежду. Уже через 15 километров я был мокрый с головы до ног. По штанам в кроссовки через шнуровку стекала вода и заливала их. Особенно много воды почему-то оказывалось в правом ботинке.

Я благополучно прошёл село Колюбакино и продолжил путь в заданном режиме. Погода периодически прояснялась днём на некоторое время, и я даже снимал шапку, потому что было относительно тепло и безветренно, но потом вдруг, совершенно неожиданно, поднимался ветер, налетали тучи и начинался дождь, который бил мне в лицо или наоборот – поливал мою спину. Мне постоянно приходилось то надевать ветровку, то её снимать. То же самое с перчатками и с шапкой. И всё это на ходу, чтобы не терять время на остановки для раздевания-одевания.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Вот один из участков марафона, где природа смилостивилась и даже показалось на несколько минут солнце.

Я часто проходил около придорожных помоек и свалок и было удивительно – как много этих мусорных куч попадалось мне на пути.

Около пяти вечера ко мне на трассу приехали друзья из группы поддержки и привезли горячего чайку, суп Wellness и протеиновый коктейль Natural Balance Wellness by Oriflame. Я прекрасно пообедал прямо на ходу, весь процесс был заснят на видео и я предлагаю вниманию редакции видеоролик, который смонтировал мой друг и коллега Константин Коровник из-под Мурманска, потому что сам я не умею создавать такие видео-шедевры. Ролик смотреть не обязательно, потому что его смонтировали с целью рекламы комплекса Wellness. Но это моя работа и я вынужден акцентировать внимание именно на Wellness, а не на постоянных тренировках и жёстком режиме на фоне отказа от многих радостей жизни как у обычных людей.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Машина с обедом для марафонца нагнала меня после 50-ти километров пути, когда я бодро шагал на подступах к Онуфриево. Наблюдатели убедились, что у меня нет никаких следов усталости.
Василий Бочкарёв, Звенигород
Так меня сфотографировала Ольга Воликова из группы поддержки, когда мне привезли обед на трассу. Через полчаса начнётся проливной дождь.

Однако все самые экстремальные моменты моего марафона ждали меня в ночной фазе, когда было темно, мокро, холодно, ветрено, негде было сесть на пенёк и съесть пирожок. Как только наступили сумерки, движение на дорогах резко усилилось. Фуры, самосвалы, автобусы, легковушки и даже мотоциклисты как с цепи сорвались. Все носились с бешеной скоростью больше 130 км в час, совершенно игнорировали дорожную разметку и обгоняли друг-друга, не обращая внимания ни на какие дорожные знаки. Нарушение ПДД было всеобщим и повсеместным.

Я бодро шёл часть маршрута под дождём по левой стороне дороги навстречу озверевшим фурам, которые, завидев меня, включали дальний свет и слепили меня, и встречным ветром этих бесконечных колонн фур потоками брызг с грязью меня едва не сметало с дороги и я только успевал отскакивать подальше на обочину, где было побольше грязи. Часть пути я шёл по правой стороне дороги, потому что на левой вообще пролезть было невозможно – кроссовки погружались в грязь по шнурки. И вот на правой стороне дороги фуры догоняли меня и как будто специально неслись по самому краю у линии разметки, обозначающей край дороги, и пролетали в сантиметрах от меня, едва не выбивая палки из рук. При этом мощный поток воздуха от этих ревущих Боингов толкал меня в спину так, что на спине подпрыгивал рюкзак и палки подлетали вверх, а придорожные ёлки качались как во время урагана. Так продолжалось несколько часов, пока я не вышел на трассу М9. Но там всё было ещё веселее.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Осталось пройти 10 км до трассы М9. Я думал, что там будет спасение от летящих фур. Как я ошибался!

Выйдя на трассу М9, на эти широкие дорожные просторы, я бодро шагал по самому краю асфальтового покрытия. Но движение по трассе было просто невероятно интенсивным. Ночью тысячи фур неслись в Москву, поднимая на мокрой дороге облака водяной пыли и создавая воздушные потоки, которые могли сбить с ног. Иногда фуры неслись близко к обочине не снижая скорости, пересекая линию края дороги. Тогда мне приходилось отскакивать на обочину и месить там грязь, пока фуры проносились мимо. Светоотражающие вставки на моих спортивных штанах своим ярким сверканием очевидно привлекали внимание водителей фур за несколько сот метров, а также они видели на моём рюкзачке яркий мигающий красный фонарь и это привлекало их внимание ещё больше и казалось, что водители большегрузов из любопытства проносились прямо около меня, чтобы рассмотреть получше странного типа, одиноко идущего ночью по дороге да ещё с палками, но без лыж! У нас народ ещё мало знает о том, что есть федерация скандинавской ходьбы.

Василий Бочкарёв, Звенигород
С этого этапа марафона я ни разу не отдыхал до самого финиша. Просто негде было. Трасса. Ни пенёчка, ни скамеечки, ни навеса от дождя.
Василий Бочкарёв, Звенигород
Мокрый до трусов. Куртка мокрая, штаны мокрые, в хлюпающих кроссовках не хватает только лягушек, всё грязное, холодно. Но идти в хорошем темпе – это здорово, это же марафон!
Василий Бочкарёв, Звенигород
На «бетонке» в сторону Звенигорода я преодолел отметку 100 километров за 20ч 33м непрерывного марафона. Кругом темно, мокро, холодно, на дороге потоки воды.

Когда ко мне приезжала группа наблюдателей, то они привезли мне кроме вкуснейшего обеда дополнительную куртку, запасные полушерстяные носки и туалетную бумагу.

В ночной фазе марафона я одел поверх основной куртки точно такую же дополнительную, сверху этого «бутерброда» я надевал ветровку. Однако мой рюкзак тоже полностью промок и в нём начала скапливаться вода, потому что это альпинистский рюкзачок с отверстием для трубки наверху. Трубка нужна альпинистам, чтобы пить воду из баллона, который находится в рюкзаке.

Мне пришлось натягивать ветровку поверх рюкзака, чтобы его не заливало дождём, из-за этого я не мог застегнуть молнию ветровки спереди и дождь вместе с брызгами от машин полностью промочил обе куртки. Мобильный телефон отсырел в кармане, по его чехлу текла вода, и я опасался, что мобильник с фотокамерой может не выдержать до конца марафона. Навигатор на моей руке был в безопасности – он предназначен именно для таких экстремальных условий, я его приобретал для моих морских марафонов – он не боится воды. Хотя в пути он всё же давал сбои.

Относительная влажность воздуха в ночной фазе марафона от дождя была стопроцентной, и на ночном холоде нагретый моими лёгкими выдыхаемый воздух превращался в пар и клубами окутывал меня так, что сквозь него не пробивался луч налобного фонаря. Приходилось даже перед собой махать руками и разгонять туман, чтобы видеть куда я иду и чтоб во что-нибудь не вляпаться или не рухнуть в какую-либо глубокую лужу или яму. Самое опасное было подвернуть ногу или упасть в грязь, но всё обошлось.

В налобном фонаре, с которым я шёл и который я использовал на дайвинге и в морских марафонах, батарейки Duracell садились удивительно быстро видимо из-за их плохого качества. Когда кончились батарейки АА, я достал второй водостойкий фонарь и на остальном пути до финиша и в нём тоже менял батарейки ААА.

Когда я дошёл по трассе М9 до поворота на Звенигород, то с облегчением заметил, что боль в мышцах ног прекратилась и идти стало несколько легче, хотя я отлично шёл всю дистанцию с этими несильными болевыми ощущениями. Я надеялся что на «бетонке» идти будет комфортнее, чем по «аэродрому» Новой Риги, где летали эти ревущие боинги в клубах водяной пыли. Но на бетонке было ещё веселей. Дорогу ремонтируют, кругом бетонные блоки, везде дорожная техника, во многих местах дорога узкая, бетонные блоки по краям, обочин иногда нет совсем, фуры летают как бешеные шмели туда-сюда, туда-сюда. Я несколько раз перепрыгивал через бетонные блоки с проезжей части в грязь за блоками и порой пережидал, когда мокрые фуры ревущей колонной пронесутся мимо. Тогда я перепрыгивал через блоки обратно на дорогу и быстро-быстро семенил по асфальту, интенсивно работая палками. Марафон на бетонке был похож на автомобильный биатлон, когда бешеные фуры охотились на меня.

За бетонными блоками идти было невозможно: ремонтируемая часть дороги под ногами была как песочная каша, я в ней просто увязал. Иногда были участки, где было старое асфальтовое покрытие, и тогда я туда перепрыгивал через блоки и бодро шёл по желобам, которые выгрыз асфальтожующий комбайн. Когда вдали я увидел в мокром небе свет от трассы и от домов в Супонево, я позвонил группе наблюдения и сказал, что финиширую примерно через час. Наблюдатели приехали встречать меня на финише, хотя в 4 утра все нормальные люди спят в своих тёплых постельках.

Подходя к Супонево, и завершая свой марафон, я пересёк последние участки дороги с жутким движением и подошёл к своему дому №8 к третьему подъезду. Чтобы наповал сразить встречающих, когда я увидел, что они меня заметили на подходе и стали махать мне руками, я перешёл на бег и стал скакать как молодой козёл около машин, плотно припаркованных во дворе, и размахивать палками над головой. Это произвело впечатление. Всё-таки 61-летний пенсионер и ветеран после 108 километров пути, через 22 часа после старта, весь как мокрая курица, не должен был бы радостно скакать среди машин под окнами дома. Хорошо, что был ранний час и этого безобразия не видели мои соседи, а то подумали бы про меня что-нибудь не то.

Сразу на финише я зафиксировал параметры моего марафона. Архивация требовала определённого времени и мои пальцы едва гнулись от холода чтобы надавливать кнопки на навигаторе, но я на фото зафиксировал последние данные навигатора: 108 километров и 22 часа 3 минуты пути. На видео тоже чётко виден процесс фиксации параметров на финише и процесс архивации данных. Все данные навигатора можно просмотреть с помощью программы «Base Camp» – она в свободном доступе в интернете.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Ура! Финиш!!!

Итак, Василий Бочкарёв, пенсионер и ветеран, стартовал в 6:13 утра 23 октября 2018 года, в день своего рождения – 61 год, и прошёл без перерыва пешком в стиле скандинавской ходьбы с палками по дорогам Подмосковья огромный круг и финишировал в точке старта через 22 часа 3 минуты 24 октября в 4:48 утра, преодолев дистанцию 108 километров.

Сразу после финиша и фиксации параметров марафона я с группой наблюдения поднялся в свою квартиру 191 и сбросил с себя всю мокрую одежду, принял ва-а-а-анну (душ) и выпил чашечку ко-о-о-офе, затем мы заполнили протокол и свидетельства.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Я обещал? и я вернулся, одолев марафон 108 километров.

Состояние здоровья и самочувствие на момент моего финиша было превосходным. Я не взвешивался перед марафоном и не фиксировал как изменился мой вес, но все отметили, что лицо моё несколько исхудало. За 22 часа ходьбы я похудел, по моим ощущениям, килограмма на 4, хотя меня кормили на убой в пути и я постоянно что-то ел и пил во время ходьбы. Я съел за время пути: 8 порций протеинового коктейля Natural Balance Wellness by Oriflame на чистой воде, 10 пакетиков ПЭК, дополнительно 10 капсул бьюти-комплекса с астаксантином, 3 порции супа Natural Balance Wellness by Oriflame с добавлением половины грудки курятины, которую мне привезли на трассу, половину французской булки, выпил около одного литра тёплого чая с мёдом и два литра чистой воды, на трассе М9 на бензозаправке «Трасса» выпил чашку кофе и съел булочку с маком; за весь путь съел 6 батончиков Natural Balance Wellness by Oriflame, все конфеты и ягоды фейхоа. Нетронутыми в рюкзаке остался мясной паштет и белый хлеб, я их принёс домой и этим паштетом в честь моего дня рождения накормил мою кошку – она его обожает.

За всё время пути моя ССС (сердечно-сосудистая система) работала превосходно, дыхание было свободным и лёгким, пищеварительная и выделительная системы работали отлично и мне едва хватило туалетной бумаги, что подтверждает великолепную работу ЖКТ (желудочно-кишечный тракт). Суставы ног, травмированные ранее в моих морских марафонах, работали отлично – ни малейших болей и дискомфорта на всём протяжении пути. Мышцы всего тела отлично справились с работой. Конечно, при такой мощной и долгой динамической нагрузке метаболические процессы приводят к накоплению в тканях молочной кислоты, но удивительным образом на последнем этапе марафона за два часа до финиша боли в мышцах исчезли. Некоторая тяжесть в ногах ощущалась после финиша всего сутки, и потом произошло полное восстановление. На второй день я уже не ощущал в организме абсолютно ничего, что напоминало бы мне о марафоне. Кстати, 22 октября у меня была тренировка в бассейне – я проплыл свою стандартную дистанцию 5 километров и затем в течение дня прошёл с палками по Звенигороду 17 километров по своим разным делам.

Во время марафона я несколько раз менял пластыри на пальцах ног и, не смотря на то, что в мокрых носках и кроссовках сильно натереть и намять ноги было элементарно, я избежал этих травм, потому что подобрал хорошую обувь и стельки, менял носки и вовремя вытряхивал из кроссовок мелкие камушки и песок, которые неизбежно попадали в них во время всего марафона.

На финише я чувствовал, что слегка «тянет» мускулатуру верхнего плечевого пояса. Это естественно, потому что 95 процентов дистанции я прошёл, интенсивно помогая ходьбе палками. Благодаря им я много раз не падал «мордой в грязь», потому что, поскользнувшись, ловко упирался палками в землю и удерживал равновесие.

Оказалось, что палки на большой дистанции реально разгружают ноги и поясницу, больше того, легче всего было идти с палками в гору, потому что они прекрасно давали возможность упираться в дорогу. Идти под горку порой было даже тяжелее. На ровных участках я периодически комбинировал технику хода. На финише я не чувствовал никаких признаков усталости – и это видели все мои друзья из группы наблюдения.

Ходьба с палками по грунту оказалась столь же приятной, как и на лыжах зимой. Эффективность использования палок в стиле скандинавской ходьбы для меня совершенно доказана. Я теперь вообще без палок на улицу не выхожу, даже в соседний магазин. Все бабульки и дедульки в Звенигороде подходят, завидя меня, такого же деда, интересуются палками, расспрашивают, потом звонят внукам и требуют подарить им палки на день рождения или на праздник Великой Октябрьской Социалистической Революции. На дистанции 108 километров протекторы на упорах моих палок полностью стёрлись, но я с собой в марафон брал запасные, но не использовал их – хватило старых.

Василий Бочкарёв, Звенигород
Вот так стёрлись протекторы на упорах моих палок за 108 километров марафона.

Весь мой 22-часовой марафон оказался очень похож на мои морские марафонские заплывы в тропических морях. Было очень мокро, холодно и противно. Вместо акул вокруг меня кружили злобные ревущие как Боинги грузовики и обливали меня потоками воды с грязью из луж. От грузовиков исходила вонь и чад выхлопных газов сожжённой солярки, это было по ощущениям как наглотаться противной солёной морской воды. Под конец марафона я чуть не оглох от зверского дорожного шума машин, и в морском марафоне можно оглохнуть от постоянно булькающей на выдохе воды. Так же как и в океане, я входил в особое состояние сознания, чтобы силы воли и внутренней энергии хватило на весь пешеходный марафон.

Судя по самочувствию на финише, я бы мог пройти ещё километров 50, а может быть и больше. Вполне реально попробовать пройти без перерыва 200 километров. Клиф Янг в своё время по жаркой австралийской пустыне пробежал более 200 километров без всяких палок. Сейчас спортсмены бегом забегают на вершину Эльбруса от подножья за 4 часа, и я лично видел этих людей в начале мая перед этими международными соревнованиями.

Этот пеший марафон на 108 километров был промежуточным тренировочным мероприятием перед предстоящими сложными и опасными морскими марафонскими заплывами, которые я наметил на предстоящую зиму и на весну в Индонезии. Это острова Раката-Кечил, Сертунг, Анак Кракатау, Себеси, Кечил, Себуку в Зондском проливе. Я сейчас нахожусь на пике физической спортивной формы, силы и выносливости и совершенно уверен в успехе морских марафонов. Ключевым марафоном будет заплыв вокруг действующего вулкана Анак Кракатау.

Благодарю группу поддержки за неоценимую помощь в этом моём марафоне.

Благодарю всех за терпение при прочтении марафонского материала.

С уважением, Бочкарёв Василий.