Тонкости «Гаражной амнистии»
Росреестр разъяснил, какие некапитальные гаражи попадают под амнистию.
Под "гаражную амнистию" попадает как минимум 2 млн гаражей, сообщает Росреестр. Сейчас на государственный кадастровый учет поставлено более 5,6 млн объектов гаражного назначения (зданий, сооружений, помещений). Из них права зарегистрированы только на 3,5 млн объектов. При этом количество существующих неофициально, то есть не оформленных гаражей, значительно больше.
Законом о "гаражной амнистии", который вступит в силу с сентября нынешнего года, определяется механизм предоставления хозяевам гаражей земельных участков, на которых размещены эти строения, возведенные до 30 декабря 2004 года. При этом предусматривается одновременный кадастровый учет и регистрация права собственности и на гараж, и на земельный участок, на котором он расположен.
Как отметил член Общественного совета при Росреестре Антон Вовк, "гаражная амнистия" сделает рынок цивилизованнее. "Легализовав гаражи, собственники получат все соответствующие права, станут доступными и безопасными сделки купли-продажи таких объектов. Кроме того, это более упорядоченная система взимания налогов - налогооблагаемой базой должна стать кадастровая стоимость таких объектов, что становится возможным при соответствующей регистрации прав на объекты", - подчеркнул эксперт.
"Гаражная амнистия" распространяется как на капитальные гаражи, так и на некапитальные, но которые находятся в гаражно-строительных кооперативах и гаражных товариществах. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Земля, на которой расположен гараж, должна быть государственной или муниципальной.
Не попадают под "гаражную амнистию" самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, построенные позже 2004 года. Воспользоваться "гаражной амнистией" смогут сами владельцы гаражей, их наследники; а также граждане, которые приобрели такие гаражи по соглашению у лица, подпадающего под "гаражную амнистию".
Закон позволит урегулировать рынок частных гаражей, все действия с недвижимостью подобного рода будут регламентированы, отмечает член Общественного совета при Росреестре, представитель "Ассоциации кадастровых инженеров Поволжья" Дина Гайзатуллина. "Также это большая упорядоченность в системе государственного кадастрового учета. Закон будет защищать владельцев от строительства на этой территории", - считает эксперт.
Для того, чтобы воспользоваться "гаражной амнистией", необходимо в органы власти или местного самоуправлении подать заявление о предоставлении (а при необходимости и образовании) участка под существующим гаражом с приложением любого документа, который подтверждает факт владения гаражом.
Законом устанавливается перечень таких документов. Например, это может быть ранее полученное решение о распределении гаража или документы технической инвентаризации. Регионы вправе утверждать дополнительные перечни документов, которые позволят приобрести право на землю под гаражом. В случае принятия положительного решения уполномоченный орган самостоятельно направляет в Росреестр необходимые документы.
Региональные власти и муниципалитеты наделяются полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ по объектам, попадающим под "гаражную амнистию". Это позволит снизить финансовую нагрузку на население.
Также законом решается вопрос предоставления гражданам, в том числе инвалидам, земельных участков для размещения некапитальных гаражей. Для этого органы местного самоуправления должны будут утвердить схему размещения таких гаражных объектов. Для инвалидов услуга будет бесплатна.